В начале 1970-х годов я занимался спортом, а конкретнее академической греблей. Дело происходило в Городе-Герое Киеве сейчас о последнем факте мало кто помнит. И мало того украинское правительство старательно вымарывает эту страницу истории.
Подобно гребному каналу в Кунцево (Москва) где сосредоточено все что касается гребли. В Киеве все похожее сосредоточено на Трухановом полуострове в Матвеевском заливе. Возможно сейчас они уже переименовали и полуостров, и залив. Модно у них это сейчас стало.
К описываемому моменту я занимался в секции уже почти год. И вот настал этот день – завтра наша первая гонка. Последний день тренер решил на воду нас не выпускать, а провести его в подготовке. Готовить было что. Дело в том, что у лодки в академической гребле регулируется высота кронштейнов, на окончании которых расположены уключины, в которые вставляются весла. За счет этого при опущенных в воду веслах вальки, за которые держатся руками, могут стать дальше или ближе к ногам сидящего гребца. Поднимать кронштейны особенно необходимо при большой волне (волнение на реке, это когда расстояние между нижней и верхней точкой волны, равно хотя бы 10 сантиметрам). Перед гребком лопатки весел необходимо перенести в сторону носа лодки они должны проходить над волнами и если руки с вальками упрутся в ноги… ничего не получится.

НА ФОТО БОЛЕЕ НОВАЯ МОДЕЛЬ ЛОДКИ, НАША БЫЛА НАМНОГО ПРОЩЕ…

И так. Тренер Пал Палыч сказал, что завтра будет безветренно и греблю надо опустить, то есть вынуть прокладки. Чтоб валек проходил как можно ближе к ногам так эффективность гребка выше. Ну что ж взяли ключи на 12 пошли к лодке и стали крутить… Ключа только два. Остальные ждут. Откручиваешь гайку, вынимаешь «П» образные пластинки толщиной по 1 миллиметру. Из-под каждой из четырех гаек. Закручиваешь гайки. Проверяешь уровень угольником. Опять откручиваешь гайки и убираешь или добавляешь пластинки. И так до тех пор, пока не получишь нужный результат, то есть требуемую высоту уключины. Кронштейна два по одному с каждого борта на каждого гребца. А гребца четыре. Представляете сколько времени надо на всю лодку, а если еще шляпка болта выскочила или сломала фиксатор, то ключа потребуется два одним крутишь гайку другим, держишь шляпку болта. А ключа всего два…
Скучающий Сашка ходил, ходил вокруг лодки в ожидании ключа и случайно оперся локтем на борт лодки.
— Осторожно! — крикнул Тосик, но было уже поздно. Раздался треск, и дека прорвалась по всей длине. (ДЕКА представляет собой пленку, натянутую на верх носа и кормы лодки). Что тут началось: Тосик чуть не убил его: — Что ты наделал!
Бледный Сашка: — Сейчас найдем скотч и заклеим.
— Ищи! — гаркнули все хором.
В сердцах Витька швырнул ключ об плитку на земле. Ключ подскочил от рикошетив и грохнулся на кормовую деку оставив в ней дыру, соответствующую его размерам. От толчка в живот Витя согнул пополам свои 190 сантиметров роста.
Тосик сел на плитку и зарычал как лев: — Все кончено тренер нас отстранит от гонки.
Как по волшебству из эллинга (ангар для хранения лодок) вышел Палыч и прямо к нам: — Что тут у вас?
— Все что могло произойти, произошло! — развел руками Тосик продолжая сидеть. Витька исчез. Как бут то его и не было. Мы стояли вокруг лодки, не зная, что сказать… Пал Палыч обошел вокруг нее: — И какой мудак все это натворил? Все молчали… Далее произошло то чего никто не ожидал – тренер ушел. И вернулся с рулоном широкого (7 см.) скотча. Со словами: — Клейте чтоб была как новая, — бросил его в руки Саши, который был ближе всех. От неожиданности Сашка взмахнул руками, вместо того чтоб поймать… Рулон взлетел в воздух и приземлился с треском на кормовую деку. Окончательно разорвав ее. — ТВОЮ МАТЬ! … — проскрипел Палыч. И сел на плитку.
В траурном молчании замерев мы пробыли минут десять. Тишину нарушил скрип откручиваемой приржавевшей гайки. Неизвестно откуда взявшийся Витек стоял у своего кронштейна как ни в чем не бывало… Мы потихоньку стали отмирать.
Тренер ушел махнув рукой. Мне достался один ключ, и я занялся своими кронштейнами… А остальные особенно виновники… прилагая титанические усилия клеили деку. Скотч был старый (дефициты в то время сохранялись долго и береглись очень) и приклеивался плохо даже сам к себе. Рулона едва хватило на обновление одной деки и залатывания дыры в другой.
Тосик пошел к тренеру с картонкой из-под скотча. — Больше НЕТ! — скрипнул зубами Палыч. Тосик ушел ни с чем. — Ну что ж. Как уж будет.
В итоге провозились мы до вечера.
И тут к нам приходит тренер со словами: — Завтра сильный ветер!
Сцену из «Ревизора» помните вот то же самое было и у нас… Значит греблю надо поднимать волна будет. Сашка молча слетал к соседям у них освободились ключи на 12, и работа закипела ускоренными темпами. Добавляли пластины на глаз не до миллиметров уже было. Тем более что угольник куда-то задевался. Провозились около часа. Греблю подняли до предельной величины раз ветер сильный то и волна большая.
Уставшие поползли в раздевалку. Переодевались молча не до разговоров было. Таща сумки в печальных руках доползли до Пешеходного моста успешно преодолели его и разлетелись в разные стороны кто на трамвай кто на автобус.
Завтра утром гонка…

ПРОДОЛЖЕНИЕ


0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Перейти к верхней панели