В начале 1970-х годов я занимался спортом, а конкретнее академической греблей. Дело происходило в Городе-Герое Киеве, сейчас о последнем факте мало кто помнит. И мало того, Украинское правительство старательно вымарывает эту страницу истории…
Подобно гребному каналу в Кунцево (Москва), где сосредоточено все, что касается гребли. В Киеве все похожее сосредоточено на Трухановом острове, в Матвеевском заливе. Возможно, сейчас они уже переименовали и полуостров, и залив. Модно у них это сейчас стало…
К описываемому моменту, я занимался в секции уже почти год. И вот настал этот день – завтра наша первая гонка. Последний день тренер решил на воду нас не выпускать, а провести в подготовке. Готовить было что. Дело в том, что у лодки, в академической гребле, регулируется высота кронштейнов, на окончании которых расположены уключины, в которые вставляются весла. За счет этого при опущенных в воду веслах, вальки, за которые держатся руками, могут стать дальше или ближе к ногам сидящего. Поднимать кронштейны особенно необходимо при большой волне (волнение на реке, когда между нижней и верхней точкой волны, равно хотя бы 10 сантиметрам). Перед гребком, лопатки весел необходимо перенести в сторону носа лодки, они должны проходить над волнами и если руки с вальками упрутся в ноги… ничего не получится.

НА ФОТО БОЛЕЕ НОВАЯ МОДЕЛЬ ЛОДКИ, НАША БЫЛА НАМНОГО ПРОЩЕ…

И так. Тренер, Пал Палыч, сказал, что завтра будет безветренно и греблю надо опустить, то есть вынуть прокладки. Чтоб валек проходил как можно ближе к ногам, так эффективность гребка выше. Ну чтож, взяли ключи на 12, пошли к лодке, стали крутить… Ключа только два… Остальные ждут. Откручиваешь гайку, вынимаешь «П» образные пластинки, толщиной по 1 миллиметру. Из под каждой из трех гаек. Закручиваешь гайки. Проверяешь уровень угольником. Опять откручиваешь гайки и убираешь или добавляешь пластинки… И так до тех пор пока не получишь нужный результат, то есть высоту уключины. Кронштейна два, по одному с каждого борта, на каждого гребца. А гребца четыре. Представляете сколько времени надо на всю лодку, а если еще шляпка болта выскочила или сломала фиксатор, то ключа потребуется два, одним крутишь гайку, другим держишь шляпку болта. А ключа всего два…

Скучающий Сашка ходил, ходил вокруг лодки, в ожидании ключа и, случайно, оперся локтем на лодку, «Осторожно!» — крикнул Тосик, но было уже поздно. Раздался треск и дека прорвалась по всей длине. (ДЕКА представляет собой пленку натянутую на верх носа и кормы лодки) Что тут началось: Тосик чуть не убил его: «Что ты наделал!» Бледный Сашка: «Сейчас найдем скотч и заклеим». «Ищи!» — гаркнули все хором.
В сердцах Витька швырнул ключ об плитку, на земле. Ключ подскочил, отрикошетив и грохнулся на кормовую деку, оставив в ней дыру соответствующую его размерам… От толчка в живот, Витя согнул пополам свои, 190 сантиметров роста.
Тосик сел на плитку и зарычал, как лев: «Все кончено, тренер нас отстранит от гонки…». Как по волшебству, из эллинга (ангар для хранения лодок) вышел Палыч и прямо к нам: «Что тут у вас?» «Все что могло произойти, произошло!» — развел руками Тосик, продолжая сидеть. Витька исчез. Как буд то его и не было. Мы стояли вокруг лодки, не зная, что сказать… Пал Палыч обошел вокруг нее: «И какой мудак все это натворил?» Все молчали… Далее произошло то, чего никто не ожидал – тренер ушел. И вернулся с рулоном широкого (7 см.) скотча. Со словами: «Клейте, чтоб была как новая», бросил его в руки Саши, который был ближе всех. От неожиданности Сашка взмахнул руками, вместо того чтоб поймать… Рулон взлетел в воздух и приземлился с треском, на деку. Окончательно разорвав ее. «ТВОЮ МАТЬ !…» — проскрипел Палыч. И сел на плитку.
В траурном молчании, замерев,  мы пробыли минут десять… Тишину нарушил скрип откручиваемой приржавевшей гайки. Неизвестно откуда взявшийся Витек, стоял у своего кронштейна, как ни в чем не бывало… Мы, потихоньку, стали отмирать…
Тренер ушел, махнув рукой. Мне достался один ключ и я занялся своими кронштейнами… А остальные, прилагая титанические усилия, клеили деку… Скотч был старый (дефициты, в то время, сохранялись долго и береглись, очень) и приклеивался плохо, даже сам к себе… Рулона едва хватило, на обновление одной деки и залатывания дыры в другой.
Тосик пошел к тренеру с картонкой из-под скотча. «Больше НЕТ!» — скрипнул зубами Палыч. Тосик ушел. Ну что ж. Как уж будет.
В итоге, провозились мы до вечера.

И тут к нам приходит тренер, со словами: «Завтра сильный ветер!» Сцену из «Ревизора» помните, вот то же самое было… Значит греблю надо поднимать, волна будет… Сашка слетал к соседям, у них освободились ключи на 12 и работа закипела ускоренными темпами. Добавляли пластины на глаз, не до миллиметров уже было. Тем более что угольник куда-то задевался… Провозились около часа. Греблю подняли до предельной величины, раз ветер сильный, то и волна большая…
Уставшие, поползли в раздевалку. Переодевались молча, не до разговоров… Таща сумки в печальных руках, доползли до Пешеходного моста, успешно преодолели его и разлетелись в разные стороны, кто на трамвай, кто на автобус…
Завтра утром гонка…

ПРОДОЛЖЕНИЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Перейти к верхней панели